Элвин Эйли

родился: 1931 г.
умер: 1989 г.

Элвин Эйли (Alvin Ailey) родился 5-го января 1931 года в Роджерс, в графстве Белл, в Техасе. Он был единственным ребенком у его 17-летней матери, Лулы. Когда Элвину было шесть месяцев, его отец оставил мать и его, и ушел от них. Они сначала переехали в Навасоту, но, в конечном счете, обосновались в Лос-Анджелесе.

В первый раз Элвин увидел балет во время производственной практики в средней школе; тогда он, увидев представление Русского Балета де Монте Карло. Позже он учился с Кэтрин Данхем, но самое важное влияние на него было оказано балетмейстером и учителем Лестером Хортоном.

После того, как он оставил свое обучение на отделении романских языков в университете UCLA, Элвин Эйли начал учиться с Хортон в 1949 году. Его бродвейский дебют состоялся в 1950 году, в постановке Дом Цветов, Трумена Капоте, после чего Эйли решил остаться в Нью-Йорке на некоторое время и начал учится в балетной школе, где изучал и современный танец, и сценическое искусство. Он учился с такими известными танцовщицами и балеринами, как Мартой Грэм и Дорис Хэмфри. В течение 1950-ых годов Эйли познакомился и связал свою жизнь с Дэвидом МакРейнольдом, американским социалистическим политическим деятелем; эти отношения оказали влияние на всю его жизнь.

В 1953 году Лестер Хортон скончался, и Эйли принял руководство его труппой. В течение следующих нескольких лет, он появлялся и на Бродвее, и в фильмах как танцор балета, балетмейстер, актер и режиссер. Эйли поставил свою дебютную работу в Центре исполнительных видов искусства им. Кеннеди, Массу Леонарда Бернштейна. Он также поставил для Столичной Оперы в Театре Линкольна оперу Сэмюэля Барбера Антоний и Клеопатра.

Самая известная работа Эйли, Открытия (1960 г.), исполняется перед десятками миллионов людей до настоящего времени по всему миру. Этот шедевр является своеобразным союзом современного танца и древней истории основанной на событиях, описанных в Евангелие, и поставлен с использованием афро-американских мотивов. В 1963 году Элвин Эйли объединил свою труппу, но был критикуем некоторыми афро-американцами. Он объяснил причины именно такого выполнения сюжета так, что он "встретил некоторых невероятных балерин, кожа которых была другого цвета, которые делали свою работу прекрасно", и что он столкнулся "с обратным расизмом". В 1965 году Элвин решил прекратить танцевать и сконцентрировался на хореографии и управлении своей театральной труппой. Начиная с 1969 года труппа была постоянной труппой Бруклинской Консерватории в течение последующих трех сезонов. Балетная труппа Элвина Эйли была первой американской балетной труппой, которая совершила поездку по СССР за 50 лет, (последним американским турне по СССР был тур Айседоры Дункан в 1920-ых годах). Их выступление в Ленинграде в 1970 годах получило такие аплодисменты, которые продлились больше чем двадцать минут. В 1972 году был создан Центр Танца Элвина Эйли, при котором была создана балетная школа и труппа. В честь дня рождения его матери он поставил соло под названием Крик, исполненный его ведущей балериной Джудит Джаймисон. Он посвятил эту постановку "чернокожим женщинам повсюду".

Элвин Эйли и его труппа получили множество таких наград в сфере танцев и балета, как Награду Журнала Танца в 1975 году, Награду Капецио в 1979 году, награду Фестиваля Балета им. Сэмюэля Г. Скриппс в 1987 году и награды Центра Кеннеди в 1988 году. Эйли также получил почетные степени доктора от Университета Принстона, Колледжа Барда и Университета Эделфи. Элвин Эйли умер от дискрасии крови, болезнь, которая затрагивает костный мозг и эритроциты, 1-го декабря 1989 года в Нью-Йорке в возрасте 58 лет. Позже в 1996 году в биографии Дженнифер Даннинг было определено, что болезнь связана со СПИДом. После его смерти Артистическим Директором его труппы стала Джудит Джеймисон.