Махмуд Алисултанович Эсамбаев

Махмуд Алисултанович Эсамбаев Махмуд Алисултанович Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в чеченском селе Старые Атаги (Урус-Мартановский район Чечено-Ингушской АССР). По собственным словам, танцевать он начал уже в три года. Окончив шесть классов, Эсамбаев наперекор воле отца, осуждавшего такой несерьезный подход к будущей стезе, решил серьезно заниматься танцем. В 1939-1941 годах он учился в Грозненском хореографическом училище.

Чеченец из села Старые Атаги, выросший в Киргизии после депортации семьи в 40-х. Он имел за плечами лишь шесть классов средней школы, но родился танцовщиком по склонности и таланту - и стал артистом наперекор воле отца, считавшего выбор сына недостойным настоящего мужчины.

После депортации семьи из родных мест в середине 1940-х годов Эсамбаев оказался в Киргизии, где и начался его творческий путь. Во Фрунзе его приняли в труппу Киргизского театра оперы и балета, солистом которого он был в 1944-1956 годах. Экспрессия его жеста и орлиная внешность пригодились для ролей Злого гения, Гирея, Тараса в "Тарасе Бульбе" и феи Карабос - отрицательной героини "Спящей красавицы".

Многие композиции он поставил себе сам, на сто пятьдесят процентов используя свой феноменальный от природы шаг, склонность к гротеску и редкого масштаба мужскую грацию. Выступая в одиночестве, Эсамбаев легко подчинял себе любую сценическую площадку, мастерски умел приковать к себе внимание и удержать его. Он создал авторский театр танца, в котором артисту не было и нет конкурентов. Зная законы эстрады, Эсамбаев выверял свои эффекты по секундомеру - и при этом захватывал невероятной силы экстазом. Все его номера становились шлягерами.

Позже, в 50-е годы Махмуд Эсамбаев обратился к народному танцевальному творчеству, это совпало с восстановлением Чечено-Ингушской АССР. Эсамбаев стал солистом филармонии своей республики и начал создавать танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ были индийский ритуальный танец "Золотой бог", испанский танец "Ля-коррида", таджикский "Танец с ножами".

С 1957 года Махмуд Эсамбаев выступал на эстраде, создав позже уникальный монотеатр танцевальных миниатюр. В 1959 году Эсамбаев выступал со своей программой в Москве, затем в составе труппы "Звезды советского балета" объехал с гастролями Францию, Южную Америку. Рядом с всемирно известными балеринами он имел триумфальный успех. И где бы ни проходили гастроли, Эсамбаев, подобно увлеченному коллекционеру, собирал танцы разных народов. Он их молниеносно разучивал и исполнял в той же стране, которая ему их подарила.

Среди наиболее ярких его композиций, где движения артист порой выверял по секундомеру, - танцы народов мира: чеченский и узбекский "Чабан", башкирский "Воин", монгольский "Охотник и орел", колумбийский "Бамбук", бразильский "Макумба", эстрадный вариант индийского танца бхарат-натья "Золотой бог", ритуальный "Танец огня" на музыку Мануэля де Фальи… Эти и многие другие исполненные выдающимся мастером танцы завоевали мировую сцену. Его не раз приглашали сниматься в кино, и одной из запоминающихся его ролей стал Шаман в приключенческой ленте "Земля Санникова" (1973).

В 1974 году Махмуд Эсамбаев - уже до того бывший народным артистом восьми республик - стал народным артистом СССР. Он избирался депутатом Верховного Совета СССР, был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства, академиком Международной академии танца, вице-президентом Международного союза театральных деятелей и Международной ассоциации балета, являлся членом Центрального Совета ВОПД "Духовное наследие". До последних дней своей жизни Эсамбаев занимался общественной деятельностью, старался помогать людям... В 1984 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда - но Золотую Звезду он стал носить лишь после развала Советского Союза. В 1990-х годах в огне войны на родине Эсамбаева, в Чечне, пропали его художественная коллекция произведений искусства и коллекция бриллиантов - и то и другое он собирал всю жизнь… Не стало великого танцовщика и замечательного человека 7 января 2000 года - он умер в Москве после тяжелой болезни..

В 2001 году на Даниловском кладбище был торжетсвенно открыт памятник Махмуду Эсамбаеву работы скульпторов А. и Н. Ковальчуков. Он представляет собой гранитный постамент, на котором выгравированы полумесяц и арабская молитва, и фигуру самого артиста с поднятой вверх рукой в хорошо всем знакомом характерном для него жесте.