История балета

Зарождение балета как особого искусства можно проследить ок. 1400-ых годов в Италии, во время Эпохи Ренессанса. Период Ренессанса весьма благоволил к искусству и наукам. В Италии рано развившиеся капиталистические отношения, бурный рост торговли, стал фактором, позволившим итальянским правителям сделать много для поддержки искусства. Итальянские города государства стали конкурирующими коммерческими, а также художественными центрами. Итальянские герцоги конкурировали друг с другом в предоставлении дорогостоящих, причудливых развлечений, которые включали в том числе и танцевальные представления. Балерины не были профессионалами. Это были придворные итальянских правителей, которые танцевали, чтобы понравиться своему государю и вызвать зависть конкурентов.

Екатерина деи Медичи, член правящей семьи Флоренции, стала королевой Франции в 1547 году. Именно Екатерина ввела при французском дворе вид развлечений, который она знала в Италии - танцевальные балы были организованы Балтазаром де Бежело, одаренным музыкантом, которые приехал из Италии, чтобы стать главным придворным музыкантом Екатерины.

Историки балета полагают, что одно из развлечений Бежело – «Ballet Comique de la Reine», является первым балетом. Это было великолепное представление, исполненное в 1581 году в честь королевской свадьбы. Балет повествовал древний греческий миф о Цирцее, у которой была волшебная власть превращать мужчин в животных. В балетное представление были включены инструментальная музыка, пение, и разговорный стих, наряду с танцем. Техника танца была чрезвычайно ограничена, и таким образом, Бежело, зависел от ярких костюмов и декораций, иначе произвести впечатление на публику было бы невозможно. Чтобы удостовериться, что аудитория поняла историю, он обеспечил напечатанные копии стихов, используемых в балете. Балет имел большой успех, и его стали ставить часто при других королевских дворах Европы.

Французское лидерство.

Ballet Comique de la Reine» сделал Париж столицей мирового балета. Король Луи XIV, который управлял Францией в течение конца 1600-ых годов и в начале 1700-ых годов, также покровительствовал балету. Луи сам очень любил танцевать. Он принимал участие во всех балетах, которые давались при дворе, в которых выступали его дворяне. В 1661 году, Луи основал Королевскую Академию Танца, чтобы обучать профессиональных балерин выступать для него и его двора.

Профессиональный балет начался с Королевской Академии Танца. С серьезным обучением французские профессионалы развивали навыки, которые были невозможны для любителей. Подобные компании развивались в других европейских странах. Одним из самых больших был Российский Императорский Балет Санкт-Петербурга, школа которого была основана в 1738 году.

Французские профессиональные балерины стали настолько квалифицированными, что они начали выступать публично в театрах. Но в 1760 году, французский балетмейстер Жан Жорж Новерр критиковал профессиональных балерин в своей книге Lettres sur la danse, et sur les ballets (Письма о Танце и Балетах). Новерре жаловался, что балерины заботились слишком много о показе своих технических навыков, и слишком мало уделяли внимания истинной цели балета. Эта цель, как он считал, состояла в том, чтобы представить характеры и выразить их чувства.

Впоследствии техника балета была расширена специально для женщин, чтобы выражать новые идеи. Балерины-женщины учились танцевать на пальцах ног. Это помогло им быть похожими на небесные существа, посещающие землю, едва прикасаясь к ней. Романтичный балет представил женщин как идеал и, впервые, дал им большую важность, чем мужчинам. Танцоры-мужчины стали в основном «швейцарами», цель которых состояла в том, чтобы помогать балеринам. Итальянский балетмейстер Филиппо Тальони (Filippo Taglioni) создал первый романтичный балет «Сильфида» (1832 г.), для своей дочери Марии. Она танцевала главную роль Сильфиды в костюме, который установил новую моду для балерин в одежде. Он включал, светлую, белую юбка, длина которой была до середины лодыжки. Ее руки, шея, и плечи были голыми. Мария Таньоли, со своим сказочным стилем, стала сенсацией Парижской сцены.