Серж Лифарь

Серж Лифарь (2 апреля 1905 г., Киев, Российская империя - 15 декабря 1986 г., Лозанна, Швейцария) был российским танцором балета и балетмейстером французского происхождения, считается одним из величайших танцором 20-ого столетия. Лифарь родился в Киеве и обучался в этом городе у Брониславы Нижинской (Bronislava Nijinska). Он был принят в Русский Балет в 1923 году, даже притом, что Нижинская считала, что он еще не был готов к такой карьере. Балетная карьера Сержа Лифаря была отсрочена на год, потому что он не принял приглашение Сергея Дягилева позавтракать. Ричард Бакл в своей книге утверждал, что Дягилев говорил: "каким удачливым, тем не менее, я был в своей непредусмотрительности! Если бы процесс приема Лифаря начался на год ранее, чем это случилось, я бы никогда, возможно, не нанял Антона Долина". Дягилев настоял, чтобы обучение Лифаря продолжилось с Энрико Цечетти (Enrico Cecchetti), Никаи Легатом (Nicolai Legat) и Пьером Владимировым (Pierre Vladimirov). Лифарь был очень одарен физически, имея прекрасное телосложение, он вкладывал страсть в свой танец, что привело к тому, что его творчество боготворили. Он был известен недобросовестными проявлениями своего личного Эго. Будучи партнером Алисии Марковой в Лондонском Театре Друри его чрезвычайно непрофессиональная ревность к ее триумфу привела к ряду скандалов. В 1938 году они танцевали снова с этой балериной, во время дебюта Марковой в Америке. Балет был почти разрушен негалантными попытками Лифаря «украсть» сцены, что привело к тому, что критики написали, что его работа в Жизели показывает, что пора менять название балета (с Жизель на Альбрехт). Подобные скандалы за всю карьеру Лифаря очень часто вспыхивали.

Два из самых больших достижений Лифаря как танцора балета в Русском Балете были его работы в Аполлоне и Расточительном Сыне Баланчина. После смерти Дягилева в 1929 году, Серж Лифарь стал первым танцовщиком Парижского Оперного Балета, слава которого стала значительно меньше, после Викторианской эры. К 1933 году он стал режиссером театра и преподавателем балета. В 1939 году Лифарь присоединился к Русскому Балету Монте-Карло, где он снова танцевал с Алисией Марковой, на сей раз в лондонском театре Ковент-Гарден.

Лифарь занимал пост Директора балета в Парижской Опере в течение 20 лет, создавая 90 % от всей хореографии и танцев большинства ведущих партий. Лифарь был настолько динамичной личностью, что его личная жизнь была достаточно спорной и вокруг его имени постоянно возникали слухи. Во время Второй мировой войны он обвинялся в том, что был нацистским сотрудником, хотя это обвинение никогда не было доказано. Среди 25 книг по танцам и балету, которые он написал, была и его автобиография, Ma Vie (1965 г.).