Александр Годунов

Александр Борисович Годунов родился на острове Сахалин (СССР). Балетом он начал заниматься с девяти лет, в Рижской государственной балетной школе, где он проучился с 1958 по 1967 год, окончив обучение по классу педагогов Ю. Капралиса и А. Экиса.
С 1967 по 1971 год Годунов танцевал в Государственном хореографическом ансамбле "Классический балет" ("Молодой балет"), которым в те годы руководил Игорь Моисеев. В ансамбле работали выдающиеся педагоги - заместителем художественного руководителя и ответственным педагогом-репетитором была Суламифь Мессерер, мужской класс давал Асаф Мессерер. Подготовив первую программу и показав ее в мае 1968 года в Смоленске, ансамбль стал гастролировать по стране, затем начались длительные зарубежные гастроли. В ансамбле работали молодые танцовщики, ставшие затем звездами балета: Тийт Хярм - будущий премьер театра "Эстония", Вилен Галстян, в дальнейшем ведущий танцовщик Армении, Дмитрий Брянцев, добившийся известности как балетмейстер.

Александр Годунов участвовал в триптихе "Поэзия чувств" И.Моисеева на музыку Мендельсона, "Мимолетностях" К.Голейзовского на музыку С. Прокофьева.

В 1971 году он вышел на сцену Большого театра, где в последующие несколько лет в числе других исполнял партии Зигфрида в "Лебедином озере" П.И.Чайковского, Хозе в "Кармен-сюите" Ж.Бизе и Р.К.Щедрина, Ивана Грозного в "Иване Грозном" на музыку С.С.Прокофьева. Его педагогом-репетитором стал Алексей Ермолаев, великий танцовщик и актер. Впоследствии Годунов говорил, что Ермолаев был его любимым учителем.
 
Партнершей Александра Годунова в первых спектаклях была Римма Карельская, а в ноябре 1971 года он уже сам был партнером Татьяны Голиковой, дебютировавшей в партии Одетты-Одиллии. Критики заметили дебют танцовщика: "Тонкая нюансировка роли, богатство эмоциональных оттенков и полутонов при сдержанности, скупости жеста и мимики позволяют говорить о безусловной актерской одаренности танцовщика....молодой артист показал, что его пластический голос уверенно звучит во всех регистрах классического танца", - писал Юрий Тюрин. В книге, вышедшей к 200-х сотлетию Большого театра, в статье А.Демидова, посвященной "Лебединому озеру", говорится, что тема трагической встречи с судьбой из всех исполнителей роли Принца активнее всего звучит у молодого танцовщика Александра Годунова: "Его Принц изящен, элегантен, он органично вписывается в окружающую его атмосферу ритуальной роскоши. Но в монологе властно и мощно звучит тема душевного смятения ...Актеру удается пластически передать внутреннее душевное стремление, мечтательность и как бы зарождение в самом Принце лебединой темы - на протяжных вытянутых линиях и гибкости, тягучести поз".

В 1972 году Александр Годунов принял участие во Всесоюзном конкурсе артистов балета и получил Первую премию. Его партнершей на конкурсе была солистка Большого театра Татьяна Голикова. В первом туре они танцевали па-де-де из "Дон-Кихота", во втором - хореографическую миниатюру "Двое", поставленную Владимиром Васильевым, в третьем туре - па-де-де из "Лебединого озера". На 1972 год также пришелся дебют Александра Годунова в "Шопениане". Критик Владимир Голубин писал об этом спектакле: "Юноша Годунова кажется зримым отзвуком музыки Шопена. Его легкий и изящный по рисунку танец безупречен".

В 1972 году состоялась премьера балета Родиона Щедрина "Анна Каренина", балетмейстером-постановщиком которого была Майя Плисецкая. Она пригласила Александра Годунова выступить в партии Вронского, в дуэте с Мариной Кондратьевой. Через некоторое время Александр Годунов стал танцевать этот балет с Майей Плисецкой, вскоре стал ее постоянным партнером в "Лебедином озере", а с 1974 года в "Кармен-Сюите" (хореография Альберто Алонсо) и "Гибели розы" (хореография Ролана Пети).

В 1973 году он получил золотую медаль Московского международного конкурса артистов балета.
В 1976 году Годунову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В 1979 году состоялась премьера балета С.Прокофьева "Ромео и Джульетта" в постановке Юрия Григоровича, в котором Годунов стал первым исполнителем партии Тибальда.
В августе 1979 года, будучи на гастролях за рубежом, Александр Годунов отказался вернуться в СоветскийСоюз, став "невозвращенцем". Вскоре он начал выступать в труппе "Американского театра балета" под руководством Михаила Барышникова. В кино Александр Годунов впервые снялся еще в СССР - в фантастическом мюзикле Леонида Квинихидзе "31 июня", а в Голливуде он дебютировал в детективной ленте "Свидетель" (1985), сыграв фермера-амиша Дэниэла Хохлейтнера. Стоит отметить, что в главной роли был занят Харрисон Форд. Но, пожалуй, самая известная роль Александра Годунова - блондин-террорист Карл из боевика Джона Мактирнена "Крепкий орешек", в котором главного героя играл Брюс Уиллис. Александр Годунов скоропостижно скончался 18 мая 1995 года в своем доме в Западном Голливуде.