Реклама

Ролан ПЕТИ. Биография

Ролан Пети родился 13 января 1924 г. в Париже, в семье владельца небольшого бистро. Когда ему было двенадцать лет, его мать, итальянка Роз Репетто, разошлась с мужем и уехала из Парижа, так что Ролана и его младшего брата Клода воспитывал отец, Эдмон Пети. В дальнейшем Эдмон Пети неоднократно субсидировал театральные постановки сына. Ролан Пети с детства проявлял интерес к искусству, увлекался декламацией, рисованием, кино. Его отец, по совету одного из посетителей бистро, отдал Ролана в балетную школу Парижской Оперы, когда тому было девять лет. В училище Пети учился у известного педагога Гюстава Рико (Gustave Ricaux), его одноклассниками были известные в последствии Жан Бабиле (Jean Babilée) и Роже Фенонжуа (Roger Fenonjois). Пети также посещал частные уроки русских педагогов Любови Егоровой, Ольги Преображенской, мадам Рузанн.

В 1940 г., 16 лет Ролан Пети закончил учебу и был принят в кордебалет Парижской Оперы.

3 мая 1941 г. известная танцовщица Марсель Бурга давала концерт в зале Плейель, и выбрала семнадцатилетнего Ролана Пети своим партнером.

В 1942-1944 гг. Пети совместно с Жанин Шарра (Janine Charrat), в дальнейшем известной танцовщицей и хореографом, дали несколько совместных вечеров балета. Их репертуар состоял из небольших балетов, концертных миниатюр и па де де в хореографии С. Лифаря, Пети и Шарра. На первом из этих вечеров Пети показал свою первую самостоятельную постановку - концертный номер "Прыжок с трамплина".

В начале 1943 г., когда Пети был еще танцовщиком кордебалета, директор Парижской Оперы Серж Лифарь поручил ему большую сольную партию в балете "Любовь-волшебница" на музыку М. де Фальи. В дальнейшем Лифарь занимал Пети в концертах за пределами Опера.

В ноябре 1944 г., когда Париж был освобожден от немецкой оккупации, Ролан Пети покинул Парижскую Оперу.

В это время администрация театра Сары Бернар решила организовать еженедельные вечера балета, и предложила Ролану Пети организовать и возглавить труппу. Он принял предложение и создал труппу, в которую входили Жан Бабиле, Жанин Шарра, Нина Вырубова, Колетт Маршан (Colette Marchand), Рэне Жанмер (Renée Jeanmaire), впоследствии ставшая женой хореографа (она более известна под псевдонимом Зизи Жанмер) и др. Репертуар труппы состоял как из фрагментов классических спектаклей, так и из новых постановок.

Первым крупным успехом Пети стал балет "Комедианты" на музыку Анри Соге, премьера которого прошла 2 марта 1945 г. в Театре Елисейских полей.

В том же году Ролан Пети создал собственную труппу "Балет Елисейских полей". Основу репертуара составляли постановки Пети, но труппа также исполняла спектакли других современных авторов (Шарра, Фенонжуа и др), и классические постановки (фрагменты балетов "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Сильфида" в редакции В. Гзовского).

25 июня 1946 г. в Театре Елисейских полей состоялась премьера балета Ролана Пети "Юноша и смерть" по сценарию Жана Кокто на музыку И.-С. Баха .

В начале 1946 г. труппа провела короткий сезон в Каннах, затем показала свои работы в Лондоне.

В конце 1947 г. "Балет Елисейских полей" закончил свое существование из-за разногласий, возникших между хореографом и администрацией театра Елисейских полей.

В мае 1948 г. Пети создал новую труппу "Балет Парижа". В труппу вошли, кроме прочих, Жанин Шарра и Рене Жанмер, а также звезда английского балета Марго Фонтейн (Margot Fonteyn). 21 мая 1948 г. в помещении театра Мариньи был показан балет Пети "Девушки ночи" на музыку Ж. Франсе с Фонтейн и Пети в главных ролях. Позднее главную женскую партию исполняла Колетт Маршан, она же исполнила ее на сцене Американского театра балета, куда Пети перенес спектакль в 1951 г. В середине 60-х спектакль шел на сцене "Ла Скала" с Карлой Фраччи (Carla Fracci) и Паоло Бартолуцци в главных ролях.

21 февраля 1949 г., в лондонском театре Принца состоялась премьера балета "Кармен" на музыку Ж. Бизе с Роланом Пети и Зизи Жанмер в главных ролях. Спектакль исполнялся без перерыва четыре месяца в Лондоне, два в Париже и три месяца в США, позже неоднократно возобновлялся на разных сценах мира. В 1960 г. балет был перенесен на сцену Датского Королевского балета, где главные партии исполнили Кирстен Симоне и Флеминг Флиндт, а позднее роль Хосе исполнял Эрик Брун (Erik Bruhn).

В 1950 г. Пети удостоился первого в жизни приглашения на зарубежную сцену - он поставил спектакль "Балабиль" на музыку Э. Шабрие для английской труппы "Балет Сэдлерс Уэллс".

25 сентября 1950 г. состоялась премьера балета Пети "Пожирательница бриллиантов" на музыку Ж.-М. Дамаза, где Ролан Пети и Зизи Жанмер не только танцевали, но и пели.

В 1951 г. Пети поставил балет "Русалочка" в фильме Дэни Кэя "Ганс-Христиан Андерсен".

17 марта 1953 г. в Париже, на сцене Театра Империи, состоялась премьера балета Ролана Пети "Волк".

В 1954 г. Ролан Пети и Зизи Жанмер поженились.

В 1955 г. Пети посставил для Жанмер танцы в фильме Р.Э. Долана "Все сойдет". Год спустя он сотрудничал с А.Дэкуэном над фильмом "Фоли-Бержер", где также снимается Жанмер.

В октябре 1955 г. у Ролана Пети и Зизи Жанмер родилась дочь Валентина-Роз-Арлетт Пети.

В 1956 г. Пети показывает "Ревю Балета Парижа", состоящее из ряда балетных сцен, мюзик-холльных номеров и песенных скетчей с Жанмер в главной роли. В 1957 г. он ставит для Жанмер ревю "Зизи в мюзик-холле".

В конце 1957 г. Пети и Жанмер предпринимают турне по многим странам со сборным песенно-балетным шоу.

В 1959 г. Пети поставил музыкальную комедию "Патрон" на сцене Театра Сары Бернар - уже не балет с вокальными вставками, а чистый мюзикл.

17 апреля 1959 г. Пети показывает на сцене театра "Альгамбра" свой первый большой балет - "Сирано де Бержерак". В 1961 г. этот спектакль был перенесен в Датский Королевский балет.

В 1960 г. Пети в содружестве с режиссером Теренцом Янгом и при участии Мориса Шевалье создает фильм "Раз, два, три, четыре, или Черные трико". В фильм вошли балеты Пети "Пожирательница бриллиантов", "Сирано де Бержерак", "Траур на 24 часа" и "Кармен".

11 декабря 1965 г. Ролан Пети ставит в Парижской Опере балет "Собор Парижской богоматери" ("Notre Dame de Paris"). Когда балетмейстер был приглашен в Парижскую Оперу для этой работы, он также был приглашен на должность руководителя этого театра, однако быстро оставил эту должность.

23 февраля 1967 г. Пети поставил на сцене лондонского театра "Ковент-Гарден" балет "Потерянный рай", где главные партии исполнили Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев.

В 1972 г. Ролан Пети становится руководителем Балета Марселя. Первый спектакль Пети в новой труппе - балет о Маяковском "Зажгите звезды!".

12 января 1973 г. состоялась премьера балета "Больная роза", главные партии которого исполнили Майя Плисецкая и Руди Бриан.

В 1978 г. Пети поставил для Михаила Барышникова балет "Пиковая Дама".

В 1978 г. Пети переносит свой "Собор Парижской богоматери" в Ленинград, в театр им. Кирова, где роль Эсмеральды исполнила Галина Мезенцева, Квазимодо - Николай Ковмир, Фролло - Ю. Гумба.

В 1987 г. Екатерина Максимова и Владимир Васильев выступили в балете Пети "Голубой ангел" во Дворце спорта в Париже.

В 80-е годы ведущей балериной марсельской труппы являлась бывшая этуаль Парижской Оперы Доминик Кальфуни (Dominique Khalfouni), для которой Пети в 1986 г. поставил балет "Моя Павлова". В начале 90-х Ролан Пети пригласил в театр звезду Кировского театра Алтынай Асылмуратову, для которой он в 1997 г. поставил новую версию балета "Лебединое озеро".

В 1995 г. Пети поставил балет "Гепард" для звезды Парижской Оперы Николя Ле Риша (Nicolas Le Riche ).

В 1996 г. Пети поставил балет "Шери" для итальянских звезд Карлы Фраччи и Массимо Мурру .

В 1997 г. из-за разногласий с администрацией Пети покидает пост руководителя Балета Марселя. Его преемницей стала бывшая этуаль Парижской Оперы Мари-Клод Пьетрагала (Marie-Claude Pietragalla).

В 1998 г. Пети перенес на сцену Мариинского театра свои балеты "Юноша и смерть" и "Кармен". Для премьеры "Кармен" театр подготовил два дуэта - Алтынай Асылмуратова - Ислом Баймурадов и Диана Вишнева - Фарух Рузиматов.

В 1999 г. Пети поставил в Парижской Опере балет "Клавиго" с Николя Ле Ришем в главной роли.

В том же году в лондонском театре "Сэдлерс Уэллс" проходили спектакли труппы Ирека Мухамедова, где Мухамедов и Асылмуратова исполнили поставленный Пети номер "Болеро".

В 2001 г. Ролан Пети поставил в Большом театре программу, состоящую из двух спектаклей - "Пассакальи" на музыку А. фон Веберна, поставленную им для Парижской Оперы в 1994 г., и новый балет "Пиковая Дама" на музыку Чайковского. В первом спектакле главные партии исполнили Светлана Лунькина и Ян Годовский, во втором - Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа и Светлана Лунькина. За "Пиковую даму" Пети был награжден Государственной премией Российской Федерации.

15 февраля 2003 г. в Большом теаре состоялась премьера балета Ролана Пети "Собор Парижской богоматери". Премьеру танцевали Светлана Лунькина (Эсмеральда), Николай Цискаридзе (Квазимодо), Александр Волчков (Феб), Ян Годовский (Фролло).

30, 31 октября 2004 г. в Москве, на Новой сцене Большого театра, была показана программа "Ролан Пети рассказывает". Пети рассказывал о своей жизни, а участники труппы "Сюрен Жан Вилар", Лючия Лакарра, Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа танцевали отрывки из его произведений.

 

Награды:

1965 - офицер Национального ордена за заслуги в области литературы и искусства.
1974 - кавалер Ордена Почетного Легиона.
1975 - главная Национальная премия Франции в области литературы и искусства.
1981 - премия Бурнонвиля.
2001 - Государственная премия Российской Федерации (за постановку балета "Пиковая дама" в Большом театре).

 

Основные партии:

Возлюбленный ("Любовь-волшебница", постановка С. Лифаря), 1943.
Студент ("Соловей и роза"), 1943.
Пиковый туз ("Игра в карты", постановка Ж. Шарра), 1945.
Фокусник ("Комедианты"), 1945.
Джеймс ("Сильфида", редакция В. Гзовского по мотивам Ф. Тальони), 1945.
Молодой человек ("Девушки ночи"), 1948.
Хозе ("Кармен"), 1949.
Волк ("Волк"), 1953.
Сирано ("Сирано де Бержерак"), 1959.
Мальдорор ("Мальдорор"), 1962.
Квазимодо ("Собор Парижской богоматери"), 1965.
Маяковский ("Зажгите звезды!"), 1972.
Доктор Коппелиус ("Коппелия"), 1975.
Профессор Унрат ("Голубой ангел), 1985.

Ролан Пети опубликовал воспоминания "Я танцевал на гребне волн" (1993) и "Вместе с Нуриевым" (1998).